НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕТЕРАНОВ
КОМСОМОЛА «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПЛОЩАДЬ»
75-летие
ПОБЕДЫ через:
Версия сайта
для слабовидящих
Областной комитет по подготовке празднования столетия организации ВЛКСМ
Наши реквизиты
Адрес: Россия, 603076, г. Нижний Новгород, ул. Героя Чугунова д. 13
Телефоны: 8 (831) 2-585-777, +7 (910) 39-36-297
E-mail: vlksmnn@yandex.ru
НООО: «Комсомольская площадь» (Нижегородская областная общественная организация ветеранов комсомола «Комсомольская площадь»)
ИНН: 5258126737
КПП: 525801001
ОГРН: 1155200002583
Р/сч: 40703810342000000803 в Волго-Вятском банке ПАО Сбербанк
К/сч: 30101810900000000603
БИК: 042202603
Наши партнеры
НООО "Комсомольская площадь"

Новости - НООО "Комсомольская площадь"

22 Октября 2020

Комсомольские богини выпуск 5 (Савинова Ольга Николаевна)

Комсомольские богини выпуск 5 (Савинова Ольга Николаевна)

Как у вас складывалась комсомольская биография в школе и университете?

У меня так получилось, что я по жизни отличница. Я всегда очень любила учиться. В школе была отличница, помимо учебы занималась тем, что вела радиопередачи и в принципе всегда была активной ученицей. Потом я увлеклась немецким, читала много книг, участвовала в конкурсах чтецов. Школу закончила с двумя четверками по геометрии и алгебре, их я получила на выпускных экзаменах, а все остальные предметы были сданы на «отлично».

После окончания школы я поехала в Нижний Новгород (тогда он назывался Горький) поступать в педагогический институт им. А. М. Горького, сейчас это Нижегородский педагогический университет им. К. Минина (Мининский университет)

Я приехала поступать с чемоданом, который был наполнен книгами и грамотами. Грамоты были по химии, физике, биологии , в общем, практически по всем предметам, я уже не говорю про мою любимую литературу и русский язык.

Конкуренция была большая, я поступала вместе с дочкой декана, с дочкой заведующей кафедры. Конечно, у них было больше шансов, потому что есть связи, а я была сама по себе, с чемоданом грамот и книг. На вступительных экзаменах я набрала 16 баллов, а мои конкурентки 20. Естественно, я очень переживала, что не поступлю, но я поступила.  

С первого по четвертый курсы я училась на одни пятерки, своим трудом прокладывала путь. Училась вдохновенно, мне нравилось абсолютно все, что нам преподавали. Учеба была для меня праздником. Я очень благодарна нашим педагогам, некоторых сейчас, к сожалению, уже больше нет с нами. 

В институте я и начала участвовать в комсомольской работе. У нас была УВК (учебно-воспитательная комиссия), а поскольку я была отличница, то активно включилась в ее работу. Мы приглашали на свои заседания студентов ,которые плохо учились, помогали им ,иногда и «прорабатывали» их; многие исправлялись. Работа была для меня интересная, творческая, так как давала результат. 

Сама я училась на повышенной стипендии- имени В.Г. Короленко, что было почетно. И  вот настал день, когда меня пригласил заведующий кафедрой современного русского языка, фронтовик Евгений Григорьевич Сорокин и  сказал:

 

 «Большому кораблю - большое плавание. Мы хотим предложить вам вступить в партию». 

Тогда, в то романтическое время, для нас, молодых, это было некой вершиной идеологической мечты. И так получилось, что весной 1974 года меня вызвали в Нижегородский райком комсомола. Там у них так сложилось, что  секретаря Нижегородского райкома комсомола по учащейся молодежи взяли на работу в горком, поэтому нужен был новый работник, и именно девушка. Меня пригласили на собеседование в марте, а в апреле нужно было уже выйти на работу. Раньше такая ситуация была неординарная: это сейчас студенты совмещают учебу и работу чуть не со второго курса, а тогда было иначе. Студенты очной формы должны были учиться, не покладая рук, не было и мысли о работе, поэтому не многие были готовы разрываться и не каждый бы согласился.

Передо мной стоял непростой выбор, ведь я привыкла аккуратно ходить на лекции, все записывать, выступать на семинарах, а тут нужно учебу совмещать с ответственной работой.

 

«Закончишь. Ты хорошо учишься , все успеешь.»-сказали мне.

Собеседование в райкоме комсомола я прошла успешно, и мне сказали, что завтра будет очень важная встреча с первым секретарем райкома партии. Они так торжественно это сказали, ребята были уже опытные и знали, что от этой встречи зависит многое.Тех ребят, кто работал в аппарате райкома, мы называли «аппаратчики»; они уже все знали: дисциплину, субординацию , а я для них была –еще девчонка ,студентка, свободная , творческая,и они хотели мне искренне помочь сориентироваться в новой обстановке. 

Я помню, как тогда пришла на эту встречу и мне кто-то из сопровождающих сказал: «Сейчас пойдешь, ты уж там держись!»

Я зашла, первым секретарем был Виктор Александрович Карпычев. Не каждое первое лицо встанет из-за своего кресла и подойдет к девчонке. А он улыбнулся приветливо, встал, вышел из-за стола, пожал мне руку, пригласил сесть. И сразу же сказал мне:

 «Заканчиваешь пединститут? А поедешь в Сибирь учителем работать?» 

 А я ему отвечаю:  «Поеду. А можно не в Сибирь, а на Шпицберген сразу?».

Виктор Александрович наверное не ожидал такой быстрой реакции, думал, что я буду смущена таким вопросом, но я не растерялась. Тогда, в далеком 1974 году газета «Комсомольская правда» бросила клич: «Выпускники пединститутов – на работу в Сибирь!», Я об этом читала, мы обсуждали это с однокурсниками.

Первый секретарь райкома партии удивился, почему я хочу именно на Шпицберген, а я объяснила, что я там родилась ,но родители увезли меня на материк совсем маленькой , и о своей родине я знала только по рассказам.

 Виктор Александрович, выслушав мои аргументы, сказал просто:

 

 «Нет, такие девчата нам здесь нужны, будешь здесь работать». 

И я начала работать. С 22 апреля, в день рождения Ленина, в моей трудовой книжке стояла строчка «Принята на работу  в Нижегородский райком комсомола». 

В мой первый рабочий день меня встретила заведующая учетом, она посмотрела на меня и сказала:  «Вообще уже, детей из детского сада стали принимать на работу». Сначала я на это обиделась, а спустя годы поняла, что мне сделали прекрасный комплимент.

Я начала работать, заканчивала институт, и одновременно на меня навалилось все. Нужно было организовывать игру «Зарница», потом стали готовиться к параду юнармейцев к 9 мая. То есть 22 апреля я только приступила к работе, а 9 мая уже парад, вот такие « скорости». В те же дни завершил свою работу 17 съезд ВЛКСМ , в числе делегатов был наш первый секретарь Вадим Уваров .Он приехал из Москвы , собрал нас всех и мне дал первое поручение:  

«Значит так, завтра пойдешь в трамвайно-троллейбусное управление, расскажешь молодежи   о принятых решениях на съезде.»

Всю ночь я конечно сидела, читала материалы. Мне, совсем молодой девчонке, пришлось выступать перед огромной рабочей аудиторией. А это довольно специфическая аудитория, не студенты. Вот так и началась моя работа на комсомоле.

В мои обязанности входило кураторство учащейся молодежи, а это все вузы Нижегородского района- медицинский, водный, политех, иняз, строительный , а еще- школы, ПТУ, техникумы и Дом пионеров!

-Для людей, которые  не разбираются в теме комсомола, особенно мы-нынешняя молодежь, мы тут зеленые, расскажите, какие были структуры комсомольских органов и особенности работы райкомов комсомола в этой структуре.

Это обком комсомола, потом городской комитет комсомола, затем райком комсомола, а также во всех крупных организациях были комсомольские организации. Это была система, которая охватывала всю молодежь. Наш район –Нижегородский , интересный, вузовский, да и не только вузовский, он еще и промышленный, здесь были такие предприятия как «Маяк», «Восход», «Дом моделей», завод им. Петровского, и везде были созданы комитеты комсомола. Там тоже работали интересные и молодые люди, творческие, с огоньком. Райком-это было такое очень сложное звено, поэтому с самого начала своей работы я оказалась в эпицентре сплетения судеб, событий , энергий , людей.

 

Но для нас это школа на всю жизнь.

Мы все до сих пор встречаемся. Комсомол заложил в нас братство и объединил идеей. Это было время, когда мы стремились к светлому будущему, мы были уверены, что все делаем правильно ,и это нас окрыляло. А сейчас, когда я смотрю на ребят, мне иногда их жаль, потому что нет объединяющей идеи. А наше братство на всю жизнь. Кроме того, все, кто прошли школу комсомола, стали настоящими людьми. Если бы я не прошла школу комсомола, то наверное не смогла бы потом много работать , без выходных, без отдыха, не скулить, не стонать, не выдвигать на первый план свои личные проблемы, а решать их в себе, справляться с трудностями.

Мы были тогда молоды, складывались наши характеры, наши судьбы, и мы были в то время едины. Конечно , это было и время молодости ,любви. У многих складывались семьи. Среди нашего поколения есть семьи, в которых супруги уже 45- 47 лет и более идут рука об руку вместе, и у нас очень много таких крепких и дружных семей.

А тогда работали, если надо, до ночи, а потом собирались в райкоме комсомола, молодые и ,как всегда, голодные, съедали все: хлеб, колбасу-все самое дешевое. Хорошая песня и добрые шутки всегда были с нами. Когда кто-нибудь опаздывал, наш заворг Павел Сухомуть говорил опоздавшему «А тебе остался только сложный бутерброд-белый хлеб и черный». Мы были единой семьей, комсомольской семьей! 

 

Почему подавляющее большинство третьих секретарей были женщинами и как удавалось семью, быт, личную жизнь с этим всем совмещать?

По традиции 1-й секретарь всегда был мужчина, 2-е по идеологии тоже были мужчинами, а поскольку учащаяся молодежь-это школьники , то им нужен был педагог- человек, который знает основы педагогики и психологии, может легко найти общий язык с этими мальчишками и девчонками , и практически всегда 3-ми секретарями были женщины. Третьих секретарей иногда называли «Комсомольские богини».

Не знаю, «богини», наверное, потому что молодость- прекрасна, а еще потому, что мы все успевали. У всех наших 3-их секретарей сложились семьи, у всех дети. Все удавалось, наверное, потому что у многих мужья были комсомольскими работниками, они понимали друг друга и помогали, но сочетать семью и работу было всё-таки очень сложно. Когда моему первому сыну Алексею был год я поняла, что надо немножко отойти, потому что я пропадала на работе с утра до ночи, поэтому я перешла на работу в педагогический институт, там я была главным редактором газеты, проработала 8 лет, а через годы меня вновь пригласили на работу, теперь уже в райком партии. На тот момент моему второму ребенку Николаю было три года, муж работал в речном училище. Я мечтала о продолжении учебы в аспирантуре, и даже сдала два кандидатских экзамена. И вдруг меня вызывают в райком партии: «Мы тебя просто так не оставим, посидела, отдохнула в институте восемь лет, а теперь возвращайся. Нам нужен заместитель заведующего идеологическим отделом.» Я знала как, там нужно работать, а у меня трехлетний ребёнок, попросила время на раздумья. Как раз в это время муж отправился на летнюю практику с курсантами в плаванье, посоветоваться не с кем. Не то, что сотового, домашнего телефона не было. Попросила соседа - начальника отдела кадров, который работал на реке , чтобы он мог бы соединить меня с мужем по телефону. А он мне ответил:

«Матушка, ты представляешь связь по реке- вся Волга будет слушать : «Коля! Меня приглашают на работу в райком партии. Мне соглашаться или нет?». Сосед посмеялся над моей затеей и сказал, чтобы я решала сама. А когда муж вернулся, я сказала ему, что больше не работаю в институте, а работаю в райкоме партии. А он мне ответил тогда: «Нельзя тебя на неделю оставить одну. Всегда ты что-нибудь придумаешь».

 

В райкоме я проработала три года .Началась перестройка, демократизация, в партийные вузы в Москве стали набирать молодые кадры. Не всякая мама оставит двоих детей, и пойдет учиться в очную аспирантуру. Но я решила , что мне надо учиться, время требовало новых людей, новые знания. Как-то после очередного совещания заведующих парткабинетами под руководством Виктора Александровича Карпычева, который много лет назад принимал меня в райком комсомола, он задержался и сказал: « У кого какие вопросы-оставайтесь». Несколько человек остались, их вопросы касались нехватки литературы, методических пособий по организации работы в новых условиях. А у тебя какой вопрос?

-Хочу учиться в аспирантуре в Академии общественных наук в Москве. Он согласился, я написала все бумаги. 

 

Нас, поступающих в аспирантуру собралось 9 человек, мы подали заявления практически все на одну кафедру- идеологической работы. Когда мы ехали в поезде, наш старший товарищ Павел Марченков завел со мной разговор: « Ольга, среди нас будет большой конкурс , мы ведь все из одной области. Перейди на кафедру СМИ, ведь ты же работала редактором 8 лет, твой практический опыт тебе пригодится». Я согласилась с ним, и никогда об этом не пожалела. Изо всей нашей команды одна подала документы на кафедру СМИ. Все 3 экзамена и автореферат сдала на «отлично». 

 

Так как учеба была очной, мне приходилось ездить к семье и обратно на учебу, это было сложно . Поезда и дороги надоели, и я защитилась на полгода раньше. Когда вернулась в Нижний Новгород, меня пригласили на работу пресс-секретарем в администрацию города, но сразу же я взяла часы на кафедре политологии в педагогическом институте. Преподавала все годы работы на административных должностях, а когда была заместителем губернатора по связям с общественностью и СМИ, защитила одну из первых в России докторскую диссертацию по паблик рилейшнз. Это было новое направление в науке. После защиты меня пригласили в университет на кафедру журналистики в качестве руководителя. И еще несколько лет я продолжала совмещать государственную службу с преподаванием. Приходилось читать лекцию и после нее сразу бежать в администрацию. Было сложно, но я не бросила все. Всегда считала, что власть должна быть профессиональной и просвещенной. А комсомол научил меня планировать свое время, расставлять приоритеты. 

Когда же закончила работать в администрации, то полностью перешла на кафедру, где и работаю по настоящее время.

 

-Вы работали с педагогами дошкольных учреждений, проводили массовые мероприятия. Какие?

 

Зарница. Это было мое первое боевое крещение. Зарница-это игра-учение для школьников совместно с подшефной воинской частью. Моей задачей было привести детей, все организовать и проконтролировать. Но когда мы приехали на поле ,началась военная игра , и дети увидели настоящий танк, они забыли про дисциплину, строй смяли ,и все бросились к танку так близко, почти под гусеницы. Вот в тот момент , в свои 22 года, я поняла, что быть руководителем-это нести ответственность , в первую очередь, за жизнь этих детей. 

 

Потом мы проводили очень красивые детские праздники, в Доме офицеров ,собирали детей со всего района, пели пионерские песни, все было очень красиво, искренне. Много было всяких смотров, конкурсов. Ходили в школы, на последние звонки. Еще занимались организацией работы пионерских лагерей, летних школ. Мы много работали со старшими пионервожатыми, и нам очень помогал Дом пионеров. Собирали методические конференции, на которых вожатые делились своим опытом по организации работы с детьми. Была цельная система работы с кадрами.

 

-А со студентами?

Тоже было много интересного. Мы придумали новогодний бал для студентов всех вузов. Мы сами понимали, что это очень интересно, арендовали зал одного из лучших театров- оперы и балета, распределяли билеты по всем вузам. А чтобы все было организовано, комсомольский актив работал в буфете, при входе, следил за порядком, играли студенческие оркестры, был замечательный концерт силами политеха, словом, мы все делали сами. 

Была система воспитания гармонично развитой личности, включающая образование, военно-патриотическое, эстетическое, трудовое, нравственное воспитание, физическую культуру. 

На базе тех ценностей выросло прекрасное поколение, с детства в нас заложили уважение к старшим.

Комсомол не вычеркнуть из нас. Комсомольское братство, комсомольская дружба продолжается по сей день. Мы счастливое поколение. Это было прекрасное время.

Сейчас многие считают, что в полной мере это восстановить нельзя. Может потому , что общество раздроблено по своим интересам, социальному положению, своим группам. Материальный интерес очень разделяет людей. 

Что же -жизнь идет вперед , и ее не остановить-продвинутое общество, новые технологии. Но я всегда говорю своим студентам, что никакие самые современные информационные технологии не могут отменить такие качества как порядочность, нравственность, сопереживание. Без этого нельзя, иначе человек перестанет быть человеком…

Материал подготовила: Ершова Валерия

Комментарии

Хотите оставить комментарий?

Пройдите процедуру регистрации
Концерт в Кремлевском дворце, посвященный 100-летию ВЛКСМ 28.10.18 г.
Поздравление милых дам. Агитбригада Нижегородского района
Последние комментарии